Оценка регулирующего воздействия

   

Оценка регулирующего воздействия – это механизм, направленный на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, призванный снизить административные и другие ограничения для бизнеса, повысить эффективность принятия законодательных актов,  и улучшить тем самым инвестиционную привлекательность региона.

ОРВ эффективно работает более чем в 50-ти странах мира. В России с 2010 года этот инструмент стал систематически использоваться на федеральном уровне.

Целью ОРВ является выявление в проектах нормативных правовых актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Лысьвенского городского округа.

Оценка регулирующего воздействия сегодня становится неотъемлемой частью процесса подготовки нормативных правовых актов. ОРВ - это единственная официальная государственная процедура, в которую входит опрос представителей бизнеса о возможных последствиях принятия нового нормативно правового акта. Правильная организация проведения публичных консультаций позволяет получить максимум информации по возможным эффектам внедрения нового регулирования и сформировать объективную позицию в отношении готовящегося документа.

Ключевые цели проведения процедуры ОРВ:

-Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц, связанные с оплатой прямо установленных регулированием платежей, так и с прочими организационными расходами по выполнению вновь вводимых требований, включающими затраты трудового времени сотрудников, необходимые материалов, а также затраты на консультации и обучение;

-Оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность страны или региона, конкуренцию и структуру рынков;

-Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;

-Снизить риски, связанные с ведением нового регулирования и повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

 

Хотя проведение ОРВ и требует дополнительных усилий со стороны разработчиков проектов нормативных правовых актов, оно приносит ощутимые выгоды благодаря повышению качества регулирования.

 

Эффектом от внедрения ОРВ станет:

 

- снижение издержек предпринимательского сообщества и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований и осуществление контроля за их соблюдением;

- повышение качества регулирования, подготовка актов становится более обоснованной;

- повышение прозрачности принимаемых решений, а также доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям;

- снижение количества неэффективных правовых актов.

 

Важным элементом процедуры ОРВ является проведение публичных консультаций. Они предполагают обсуждение проекта нормативного акта на стадии его разработки с заинтересованными лицами, прежде всего с представителями предпринимательского сообщества, с экспертами из разных областей экономики с целью более точного определения возможных последствий введения регулирования, рисков и негативных эффектов, а также позволяет выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения проекта акта прозрачным.

 

В ходе публичных консультаций предполагается выявление ответов на ряд ключевых вопросов:

 

1. В чем состоит проблема, на решение которой направлено регулирование?

Требуется четко обозначить суть проблемы, вовлеченные группы лиц, масштаб проблемы;

2. Какова цель регулирования?

В общем случае цель - это «решение проблемы»;

3. На какие группы будет воздействовать вводимое регулирование?

Как минимум, необходимо рассматривать воздействие на бизнес, граждан и государство.

4. Каковы возможные варианты достижения цели?

Как минимум, существует два варианта: невмешательство (сохранение статус-кво) и решение, предлагаемое разработчиком. Желательно сопоставить большее число вариантов.

5. Как каждый из возможных вариантов воздействует на каждую из выделенных групп?

Каковы прямые и косвенные воздействия на экономику и социальную сферу в целом?

6. Какой из вариантов является наилучшим?

Превосходят ли выгоды от введения регулирования издержки, связанные с таким регулированием?

7. Каким образом будет достигаться соблюдение регулирующих правил?

 

При ответах на эти вопросы необходимо напрямую консультироваться с заинтересованными сторонами - получать достоверную информацию «из первых рук».

 

В Лысьвенском городском округе Постановлением администрации города Лысьвы от 11.03.2015 № 471 утвержден План внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Лысьвенский городской округ».

В соответствии с  данным планом:

-определен уполномоченный орган (управление экономики), ответственный за внедрение процедуры ОРВ в муниципальном образовании;

-утвержден Порядок проведения процедуры ОРВ проектов муниципальных НПА и Порядок проведения экспертизы муниципальных НПА в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности;

-образован совещательный орган по проведению процедуры ОРВ при главе Лысьвенского городского округа;

 

Процедура ОРВ невозможна без участия предпринимателей!!!

 

Администрация города Лысьвы приглашает всех представителей бизнес-сообщества и заинтересованных лиц принять активное участие в публичных консультациях по ОРВ, а также направить в адрес администрации свои предложения о том, какие муниципальные правовые акты по Вашему мнению необходимо включить в план проведения экспертизы в 2018 году для выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения и расходы для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.