История

Как зарождалась земля Лысьвенская

Старинное предание гласит, что своим именем обязана Лысьва таким необычным событиям: поселились в этом потаенном месте христиане, бежавшие от патриарха Никона. Ловили зверя да рыбу, землю пахали. Строгановские люди нашли этот скит и заставили строить мельницу на малом ручье. Сколько ни говорили люди, что ставить мельницу бесполезно, не слушал их Строгановский приказчик Сухарь. Когда срубили мельницу, приехал управитель Григорий - человек степенный и уважаемый. За работу поблагодарил, а, узнав, что работа-то зряшная оказалась, велел пороть Сухаря. Скитские мужики то ли от добрых слов, то ли от трудов бесполезных, заплакали, да так горько, что, глядя на них, заплакали кусты и деревья. Наполнился влагой ручей, завертелось мельничное колесо. Увидали это чудо пермяцкие дети и закричала: «Лыс ва! Лыс ва!», то есть капли, падающие с ветвей. С тех пор стали ручей называть Лысьва.

Слово «лысьва» коми-пермяцкого происхождения: «лысь» означает «лесная», «ва» — «река, вода», а в целом — «лесная вода».

Земли вокруг Лысьвы принадлежали известным купцам и промышленникам Строгановым. Во второй половине XVIII века эти владения по наследству перешли дочери одного из представителей знатного рода Строгановых - княгине Варваре Шаховской.

12 июня 1785 года Шаховская получила в Пермской казенной палате разрешение на строительство чугунно-делательного завода на берегу реки Лысьвы и через два месяца приступила к его закладке. В декабре 1787 года домна дала первую плавку чугуна весом немногим более сотни пудов.

По наследству завод перешел к Варваре Петровне Шуваловой. Ее супруг принадлежал к известнейшей в России семье промышленников Шуваловых. Свою продукцию они метили знаменитым шуваловским клеймом - единорогом. Так на продукции лысьвенского завода появился мистический конь-единорог.

Завод выпускал металлические изделия. Лысьвенским железом до сих пор покрыты купола собора Парижской Богоматери и Британского парламента, им покрывали крыши храмов, домов и театров. Символом качества было клеймо с изображением единорога.

В середине XIX века в Лысьве началось листокатальное производство, ставшее отныне ведущей отраслью на заводе. Доменное производство в 1874 году было прекращено, и с тех пор предприятие работает на привозном чугуне. К 1889 году завод перешел на производство сортового железа. К 1900 году были построены два мартена. Тогда же лысьвенское железо получило Золотую медаль Парижской выставки.

В начале ХХ века сооружается электростанция, устраивается освещение. В 1902 году прошли первые поезда по железнодорожной ветке, соединившей Лысьву со станцией Калино, расположенной на Горнозаводской линии.

С начала первой мировой войны завод переходит на выпуск военной продукции для армии: артиллерийских снарядов, фугасных авиабомб, солдатских котелков и др.

В 1926 году заводской поселок получил статус города. Здесь уже есть кинотеатры, клубы, библиотеки. Вскоре открывается механико-металлургический техникум. К 1929 году лысьвенцы выпускали около половины всей производимой в стране оцинкованной и луженой посуды, более 30% эмалированной посуды, 43% белой жести.

В 30-е годы широко развернуто строительство жилья, культурно-бытовых учреждений, школа №3, Дворец культуры металлургов, больничный городок.

В суровые сороковые годы тысячи лысьвенцев ушли на фронт. Многие из них не вернулись домой. Десять лысьвенцев - Герои Советского Союза.

Лысьва поставляла на фронт боеприпасы, зажигательные авиабомбы, металлические полурубашки для защиты самолетов, реактивные снаряды для «катюш» и «андрюш». На лысьвенском заводе освоено производство солдатских касок, спасших миллионы бойцов Красной Армии. За образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны завод в 1942 году был награжден орденом Ленина, а в 1945-м - орденом Отечественной войны 1 степени.

В послевоенные годы ЛМЗ интенсивно перестраивается на выпуск мирной продукции. Здесь пускается в эксплуатацию первая в СССР контейнерная электрическая печь, осваивается производство электротехнической стали, бытовых электроплит, фляг для молока.

В конце 1948 года в городе начинается строительство нового крупного предприятия - Лысьвенского турбогенераторного завода, призванного выпускать мощные турбогенераторы для нефтяной и угольной промышленности, а также современные электрические машины. В октябре 1952 года коллектив ЛТГЗ выдал первую плавку, а менее чем через год - первый двигатель.

В 50-60-е годы в Лысьве сложилась солидная местная промышленность: пищекомбинат, хлебокомбинат, молочный и пивоваренный заводы, чулочно-перчаточная фабрика, лесопромышленный комплекс. Это время бурного жилищного строительства в Лысьве.

В 70-80-е годы на ЛМЗ ведется строительство цеха ЛПЦ-3 и эмальцеха №2. На ТГЗ - строительство инструментального корпуса, штамповочного корпуса.

Приход новой социально-экономической эпохи особенно больно ударил по металлургическому заводу. К 1990 году часть производств пришлось закрыть. Затем завод перешел на арендный подряд. Началась реструктуризация производства. Кризис ЛМЗ повлек за собой серьезные социальные проблемы, поскольку именно это предприятие всегда являлось градообразующим.

К началу нового века ситуация стабилизировалась. Свои надежды лысьвенцы связывают с такими крупнейшими промышленными предприятиями, как ОАО «Акционерная компания  «Лысьвенский металлургический завод», ОАО Холдинговая компания «Привод«», ОАО «Кыновской леспромхоз», с деятельностью частного бизнеса, который активно набирает обороты и по спектру предоставляемых товаров и услуг не уступает уровню крупных городов страны.