Кын

Старинное горнозаводское село Кын – одна из главных достопримечательностей Лысьвенского муниципального района. Кын обладает огромным музейно-культурным и туристическим потенциалом, богатыми рекреационными ресурсами.


Село Кын находится в Лысьвенском районе Пермского края, на берегу реки Чусовой, на границе со Свердловской областью. Название села происходит от Коми-пермяцкого слова «кына» - «мерзлый», «зябкий», «холодный». От Перми до Кына – 250 километров (по трассе через Чусовой). От Екатеринбурга до Кына - 240 км. Ближайший крупный населенный пункт – г. Лысьва Пермского края (расстояние 86 километров).

Существует два населенных пункта с названием Кын - старинное горнозаводское село и поселок при железнодорожной станции. Они расположены на расстоянии 15 километров друг от друга. Чтобы не путаться, местные жители называют их «село Кын-завод» и «станция Кын».

Административно село Кын относится к Кыновскому сельскому поселению Лысьвенского муниципального района. Транспортное сообщение - железнодорожный вокзал в поселке Кын (Западно-Уральская ветка). Отсюда можно добраться до Чусового (Пермский край), станции Дружинино (Свердловская область), до Челябинской области. Существует регулярное автобусное сообщение с Лысьвой. Телефонный код – 834249. Мобильная связь – компания «Utel», в селе и на станции Кын имеется скоростной Интернет (оптоволкно).

Село Кын расположено на реке Чусовой – главной реке Урала, соединяющей Европу и Азию, пробившей Уральские горы.


Сегодня Чусовая – один из самых известных и востребованных туристических маршрутов в самых разных регионах страны. Здесь можно встретить туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, центральной России, с Дальнего Востока, зарубежных путешественников. Ежегодно на Чусовой бывает порядка 40-50 тысяч человек.

Начинаясь на территории Свердловской области (Коуровка, Усть-Утка, село Чусовое), большая часть маршрутов заканчивается на территории Пермского края. Село Кын - очень популярная точка финиша сплавщиков.

Сам Кын был основан в 1759 году как поселение при горном заводе Строгановых. Кыновской чугуноплавильный и железоделательный завод проработал почти два века, производя металл, который знали по всему Уралу. Продукция завода сплавлялась вниз по Чусовой на барках «железных караванов», которые вели опытные сплавщики.

Здесь – начало уральской промышленности, экономической основы Пермского края индустриального периода. Кын – это образец поселения горнозаводской цивилизации. Все уральские заводы XVIII-XIX веков были похожи на Кын. В этой типичности – эксклюзив Кына.

Кын являлся крупным транспортным узлом Пермской губернии. Здесь водный путь по Чусовой пересекался с трактами на Кунгур, Кушву, Нижний Тагил (Гороблагодатский).  

В Кыне можно увидеть уникальный архитектурного комплекса горного завода и старинную, сложенную из огромных каменных валунов пристань, к которой больше двухсот лет причаливали барки с металлом горных заводов - «железные караваны».

Кын – родина отечественного бизнеса. После отмены крепостного права в селе была создана первая в России фирма – кооперативное «Общество потребителей».

В окрестностях Кына находятся самые известные и красивые чусовские скалы-бойцы – Печка, Великан, Денежный, Стеновой, Мултык.

Здесь расположены уникальные геоботанические природные памятники.

Кын – место находки самой известной бляхи пермского звериного стиля – знаменитого «Медведя в жертвенной позе». Всего в мире их известно шесть – пять артефактов найдено в Кыне, три хранятся в Эрмитаже.

Неподалеку от Кына, на устье реки Серебряной, стоит памятный знак, посвященный Ермаку. Ермак прошёл в здешних местах в 1581 году. По Серебряной он ушёл к гребню Уральского хребта.

Мимо Кына в 1841 году проплывала экспедиция британского геолога Мэрчисона, который в истории планеты открыл Пермский период. От Кына вверх по течению Чусовой находится боец Дужной. Его пласты – лучшая иллюстрация «послойного» строения Земли, где один слой - пермский.

В Гражданскую войну Кын семь раз переходил из рук в руки. В селе находятся братские могилы расстрелянных заложников и Красной, и Белой армий. Друг против друга здесь сражались интернациональные бригады и бойцы чехословацкого корпуса.

Сегодня в Кыне можно увидеть единственный в Прикамье наиболее полный комплекс зданий горного завода: производственные цеха, корпуса, склады и амбары, остатки плотины, каменную пристань, красивейший Свято-Троицкий храм. В Кыне действует уникальный музей, посвященный истории Кына и реки Чусовой. В Кыне можно увидеть единственный на Урале памятник Сплаву «железных караванов», который приносит удачу сплавщикам, и памятный знак «Начало Пермского края.


Как добраться:

На автобусе:

«Лысьва – Кын»    от автовокзала города Лысьвы (ул. Смышляева, 51, телефон 8 (34249) 2 57 46) ежедневно

отправление в 16:00, стоимость проезда 142 рубля, время в пути: 3 часа

«Кын – Лысьва»    от рыночной площади ежедневно

отправление в 7:00

На автомобиле: по дороге Лысьва – Кын. Дорога для легковой машины не самая лучшая, и правильным выбором здесь будет «Газель» или «Газик»

На электричке: см. расписание движения пригородных поездов на участке Чусовская – Кын – Кузино - Дружинино

Достопримечательности села Кын

Практически нетронутыми оказались уникальный исторический и природный ландшафты, планировка горнозаводского поселка. Здесь история сохранилась в реальных объектах и предметах, которые сегодня превратились в увлекательные события и стали основой для экономического и культурного развития территории.

Памятники истории и архитектуры

 

Название достопримечательности

Местонахождение

Историческая справка

Примечание

 Памятник «Начало Пермского края» (Виртуальный 3D тур)

расположен в центре села Кын за мостом реки Кын рядом с гостиничным комплексом и почтой

В середине 19 века в селе Кын-завод на берегу речки Кын при строительстве завода была найдена бляшка с изображением медведя, выполненная в пермском зверином стиле. Эта находка стала гордостью коллекции Строгановых. А образ – символом Пермского края. Медведь – самый почитаемый зверь в мифологии финно-угорских народов. Особую выкладку из головы и лап животного, которая изображена на бляхе, делали шаманы на культовых «медвежьих» праздниках. А возможно, это образ человека-медведя, предка рода.

У памятника уже есть легенда – если задеть руками медвежьи лапы, то к тебе перейдут сила и удачливость зверя-медведя.

Памятник создан при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в рамках программы «Кын-реалити» в 2010 году. Скульптор – А. Чагачкин, г. Лысьва. Изготовлен на ОАО «АК ЛМЗ».

«Крест Ермака на устье реки Серебряной»

устье реки Серебряной находится в 32 км выше села Кын. Добраться туда можно на лодке. Сегодня на этом месте стоит высокий деревянный крест, установленный в память о походе Ермака

Свой путь дружина Ермака начала 1 сентября 1580 года из Верхнечусовских Городков. Пройдя мимо Кына, поднявшись выше скал Великан и Печка, казачья дружина свернула на речку Серебряная. Там, в верховьях реки, откуда можно было сделать волок на реки бассейна Оби, отряд зазимовал. Местом этой зимовки традиционно называют Кокуй-городок. Бросив тяжелые струги в Кокуе, казаки перенесли свой груз на ручей Журавлик, а оттуда на построенных плотах отряд салавился по Журавлику и Баранче до реки Тагил.

В 2010 году Кын вошел в межрегиональный туристический проект «Дорогой Ермака».

 Памятник сплаву «Железных караванов» (Виртуальный 3D тур)

стоит на берегу реки Чусовой на начале заводской дамбы, насыпанной из железного шлака

Почти 200 лет по Чусовой шли караваны барок с металлом уральских заводов.

Бурный «караванный вал» неудержимо нес барки по реке, кидал на скалы-«бойцы». Спасением для сплавщиков стали лоты – слитки чугуна с шипами, с помощью которых сплавщики спасали барки от крушения. Вес одного лота составлял 50 кг, на барке лоты использовались связкой в 20-25 пудов (320-400 кг.

В рамках программы «Кын-реалити» в дни Уральского фестиваля Сплава в селе Кын открылся памятник «железным караванам»

Автор эскиза памятника – скульптор А. Чагачкин (г. Лысьва). Скульптура отлита из чугуна на ОАО «АК ЛМЗ». Ее вес составляет около 4 тонн.

Историко-архитектурный комплекс Кыновского чугунолитейного и железоделательного завода Строгановых, 1759-1911 гг.

Место под будущий Кыновской завод было обследовано и выбрано маркшейдером Сергеем Кравцовым в 1739 году. Строительство завода началось в 1760 году, в 1761 году была построена заводская плотина, в 1762 году – доменная печь и вспомогательные деревянные корпуса. В таком составе завод просуществовал до конца 18 века.

К 1840 году завод был полностью построен по единому проекту и имел в своем составе каменные корпуса кричной фабрики, катальной фабрики, проволочной фабрики, двух железосодержательных магазинов, чугуносодержательного магазина и караульной, слесарной и кузницы; корпус для паровой машины, провиантский магазин и каменную двухэтажную заводскую контору. В результате этого строительства был создан один из лучших заводских ансамблей Урала. Весь ансамбль Кыновского завода расположен при трех плотинах – Верхней (Григорьевской), Средней и Нижней (мельничной). Ядром ансамбля являлся комплекс зданий ми сооружений при Средней плотине.

26 июля 1862 года от сильного наводнения, последовавшего от проливного дождя, промыло все четыре (и запасную) заводские плотины, разрушило большое количество зданий. Вскоре началось восстановление завода. Были построены: каменная кричная фабрика, перестроен корпус для паровой машины, восстановлены здания на левом берегу и заводские плотины.

До нашего времени от уникального заводского ансамбля сохранился лишь архитектурный комплекс при Средней плотине. Здания Кыновского завода находятся под охраной государства и являются памятниками истории и архитектуры местного значения. Ведется реставрация объектов.

В здании заводского Амбара (1840 год) в летнее время действует выставочный зал Кыновского музея.

Свято-Троицкий храм

Был построен вместо старой, обветшалой сельской церкви в 1864 году – одно из самых величественных каменных сооружений Урала.

Первоначально в храме существовали два престола – во имя Святой живоначальной Троицы и во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, позже второй престол был упразднен.

В храме сохранились росписи, автором которых был усольский живописец А. Мельников.

В советский период храм был закрыт, частично разрушен, в нем располагались производственные помещения.

В здании сохранились элементы первоначального убранства, деревянный декор, чугунные напольные плиты, отлитые на Кыновском заводе. В музее села Кын находятся богослужебные книги и предметы культа из Свято-Троицкого храма.

Жители села Кын несколько лет назад собственными силами начали восстановление храма.

В 2010 году благодаря программе «Кын-реалити» на звонницу храма из Соликамска вернулся единственный сохранившийся колокол.

Григорьевская плотина

Найти плотину можно, повернув на въезде в село Кын налево. Дорога идет по краю реки Кын. Через 0,5 километра спуститься по берегу к уровню воды.

была построена в 1818-1819 годах, перестроена в 1874 году. Сегодня полностью разрушена, сохранилась лишь каменная кладка в креплении берега.

Общая длина плотины составляла около 100 метров, ширина – 27 метров, высота у прореза достигала 10-12 метров.

Григорьевская плотина входила в каскад плотин бывшего Кыновского завода. Сегодня от нее сохранились тянущиеся по берегам огромные каменные конструкции, укреплявшие берега.

 Заводская чертежная (Виртуальный 3D тур)

Памятник расположен на правом берегу реки Кын, сразу за зданием провиантского магазина (заводского Амбара).

построена в 1869 году, памятник истории и архитектуры

Здание, в котором сегодня располагается клуб села Кын, когда-то было производственным зданием завода, в нем находилась заводская чертежная. Это одноэтажное бревенчатое здание, крытое двускатной стропильной крышей.

В середине 19 века в Кыне, по просьбе служащих завода графа Строганова, был организован любительский театр, актерами в котором были служащие завода и их жены.

            В 50-е годы 20 века здание было приспособлено под сельский дом культуры и перепланировано, пристроено деревянное помещение кинобудки. Позже в пристрое разместился народный музей села Кын. В здании бывшей заводской чертежной до сих пор можно увидеть элементы внутренней отделки середины 19 века, сохранились оригинальные печи.

Караульная изба

Здание караульной избы расположено на краю заводской территории, напротив него когда-то стояло здание заводской конторы.

Построена в середине 19 века, памятник истории и архитектуры.

В караульной избе располагались сторожа, следившие за порядком. «Караулка» Кыновского завода – небольшое одноэтажное бревенчатое здание, крытое двускатной стропильной крышей. Караульная изба стоит на каменном фундаменте, цоколь сложен из местного серого камня и обшит досками.

Памятник входит в архитектурный ансамбль Кыновского завода и дает полное представление о том, какими были здания такого назначения в 19 веке.

Кооперативная лавка

Здание первой кооперативной лавки находится в центре села у въезда на мост через реку Кын, сегодня на нем размещена памятная доска.

Открыта в 1864 году. В 1864 году на Кыновском заводе графа Строганова был создан первый в России потребительский кооператив. В этом же году была открыта первая кооперативная лавка, где торговали как продукцией завода, предназначенной для быта, так и необходимыми заводчанам товарами.

Сохранились элементы внешнего архитектурного убранства здания, оригинальные водосточные трубы середины 19 века.

Корпус паровой машины

Здание расположено на правом берегу реки Кын, вдоль реки, и примыкает к зданию провиантского магазина.

Построен в 1830-е годы, перестроен в 1870-х годах.

По архивным планам, старым фотографиям и акварели середины 19 века – на месте нынешнего производственного корпуса располагался корпус паровой машины, построенный одновременно с остальными зданиями Кыновского завода. Во время наводнения 1862 года паровой корпус был сильно разрушен. Затем корпус был восстановлен с использованием старых фундаментов.

В советский период здание использовалось в качестве гаража совхоза и сильно пострадало.

В 2010 году в здании бывшего корпуса паровых машин начались реставрационные работы.

Пожарная Кыновского завода

Пожарная находится на территории Кыновского завода на границе заводской территории и поселка, вдоль проезжей дороги.

Построена в 1881 году.

Это одноэтажное каменное здание, крытое четырехскатной стропильной крышей. Сегодня здание бывшей пожарной находится в аварийном состоянии – весной 2001 года из-за сильных ливней рухнула крыша.

Большое помещение предназначалось для «5 машин и 5 бочек», малое помещение с одним окном, выходившим на «заводскую площадь у хлебного магазина», предназначалось для «хлебного вахтера», другая небольшая комната с одним окном, выходящим на проезжую улицу, предназначена была «для караульнаго».

Памятник входит в ансамбль Кыновского завода, интересен обработкой фасадов и интерпретацией местными строителями «академических веяний».

Заводской амбар (провиантский магазин)

Здание располагается за плотиной, на правом берегу реки Кын. Оно находится на одной оси с бывшей «Кричной фабрикой»

Дата постройки 1830 год, памятник архитектуры.

Амбар – одно из красивейших зданий ансамбля Кыновского завода. Имя его архитектора неизвестно, но очевидно, что это был один из известных мастеров 19 века – здание отличается тщательным и зрелым архитектурным решением и высоким мастерством исполнения.

Внутри здания сохранилась часть оригинальной планировки 19 века. Амбар разделен на две части, каждая – с отдельным входом. в разное время в Амбаре хранились различные запасы – от произведенного на заводе железа до зерна.

В советский период в здании провиантского магазина располагались производственные помещения и мастерские совхоза.

В 2010 году началась реставрация здания Амбара.

Кузня и слесарная мастерская

Здания находятся на «второй линии» (от реки) заводской площадки, рядом с плотиной

По первоначальному проекту 1826 года здания кузни и слесарной мастерской представляли собой два самостоятельных каменных корпуса. Но, вероятно, во второй половине 19 века проход между ними был заложен и получился единый длинный корпус.

Оба здания входят в ансамбль Кыновского завода. Пол своему внешнему убранству они схожи со зданиями провиантского и железосодержательного магазинов – вероятно, создавались по проекту одного архитектора в один и тот же период времени.

Здание кузни сохранилось практически без утрат с оригинальными планировочными решениями.

Здание слесарни находится в аварийном состоянии – в 2007 году сгорела деревянная крыша

Средняя плотина

Памятник архитектуры. Построена в 1760-1761 гг., перестроена в 1881 году. В 30-е годы 20 века была прокопана.

Сооружение, преграждающее речку Кын, имело в длину 115 метров, в ширину – 63, высота плотины составляла около 8 метров.

Памятник входит в ансамбль Кыновского завода 18-19 веков, интересен сохранившейся выкладкой укрепленных стен, хорошо читаемыми конструктивными элементами и дает полное представление о типах и конструктивных особенностях гидротехнических сооружений уральских заводов.

Здание Строгановской больницы

В 1851 году по распоряжению Уральского горного правления владельцу Кыновского завода графу Строганову было разрешено строительство больницы (гошпиталя) на 10 коек. В штате госпиталя были врач и фельдшер, которые вели прием больных, смотритель больницы, выполнявший обязанности завхоза, кладовщика, столяра, кухарка – она была и поваром, и поломойкой, и сестрой милосердия, была и прачка. Рабочим в конце 19 века – начале 20 века выдавались больничные листы.

Больница действовала до 80-х годов 20 века. Больничное здание сохранилось до наших дней.

С больничным корпусом в Кыне связано несколько преданий, в которых говорится, что в доме водятся призраки

 Каменная заводская пристань на реке Чусовой (Виртуальный 3D тур)

Расположена на левом берегу реки Чусовой, ее видно каждому, кто попадает в Кын водным путем

Памятник истории и архитектуры, конец 18 – начало 19 века.

Когда-то на Чусовой существовало до 17 пристаней, к которым швартовался знаменитый горнозаводский флот. Сегодня из них сохранились только две – в селе Кын и заброшенном поселке Илим.

Пистань в Кыек – длинная каменная стенка, выложенная из рядов прямоугольных тесаных каменных блоков. Огромные валуны вплотную пригнаны друг к другу и скреплены по верхнему ряду коваными железными скобами.

 

Памятники времен гражданской войны

 

Мемориал у скалы Гребешки

Во время Гражданской войны территория села Кын несколько раз переходила из рук в руки. И каждый из захватов села сопровождался террором – и красные, и белые захватывали в заложники и расстреливали жителей села, которых подозревали в помощи своим противникам. На скале Гребешки до сих пор можно увидеть оплывшие рвы окопов, где держали оборону солдаты.

Сохранившиеся в селе Кын мемориалы были установлены в 1967 году.

Обелиск на въезде в село Кын

На въезде в село Кын со стороны станции

В братской могиле похоронены 18 жителей села, убитых в ноябре 1918 года. По воспоминаниям сторожилов, люди были казнены в поле,и только через несколько дней погибших позволили забрать и похоронить в общей могиле.

Обелиск

В сквере возле школы

Обелиск первым жертвам Гражданской войны в Кыне, погибшим на станции Кузино. По другой версии, три похороненных там кыновских жителя не были убиты в бою, а погибли при столкновении поездов на станции. Их смерть потрясла мирное село, а прощаться с земляками пришли многие кыновляне.

Обелиск заложникам, расстрелянным у камня Гребешки

Памятник установлен на месте захоронения 11 жителей Кына, расстрелянных в 1918 году

Мемориальная доска

На здании железнодорожной станции Кын

В 2010 году была установлена мемориальная доска погибшим в годы Гражданской войны солдатам Сибирской армии и Чехословацкого корпуса.

Обелиск

Под насыпью на станции Кын

Посвященный памяти погибших в боях за станцию солдат интернациональных полков Красной армии

Обелиск

У здания клуба на станции Кын

Увековечивающий память венгров-интернационалистов

 

Музей села Кын

 

Наименование организации

Почтовый адрес, контактный телефон

Основные направления деятельности

 Кыновской краеведческий музей (Виртуальный 3D тур)

Пермский край, Лысьвенский район, село Кын, ул. Мира, 41а

Телефон: 8 (34249) 5 27 80

Одна из достопримечательностей села Кын – уникальный музей. В нем собраны экспонаты почти трехвековой истории территории.

Музей расположен в историческом здании – бывшей чертежной Кыновского завода, построенной в 1869 году. Музей существует в Кыне с 1986 года, создателями и хранителями его были Виктор Соломин, затем – Владимир Соломин.

В 2010 году в рамках программы «Кын-реалити» в музее была создана новая экспозиция. Концепция экспозиции во многом связана с работами писателя Алексея Иванова «Message: Чусовая» и «Дорога Единорога». При составлении экспозиции использованы материалы краеведа Сергея Гринкевича.

Новая экспозиция Кыновского музея заняла четыре зала. Каждый желающий может побывать на настоящей барке – точно такой же, которые везли по Чусовой металл уральских горных заводов, оказаться в Строгановской усадьбе и увидеть первую в России кооперативную лавку.

Кыновские скалы – «БОЙЦЫ»

Скалы _ «бойцы» - одна из самых известных достопримечательностей Чусовой. «Бойцами» их называли потому, что во время сплава «железных караванов» об них в щепки разбивались барки с металлом. Всего по Чусовой насчитывается 96 «бойцов». Обычно «бойцы» стоят «вперемешку» с «безопасными» скалами – камнями, но трижды они группируются в мощный каменный заслон. Такое «скопище» бойцов называли «грядой». На Чусовой имеются три такие гряды – Кашкинская, Кыновская, Кумышская. Кыновская гряда состоит из шести «бойцов»: Печки, Великана, Воробьи, Денежного, Стенового и Мултыка.

 

Боец «Печка»

левый берег, 218 км.

Самая известная Печка на Чусовой. Пирамидальная скала высотой около 40 метров. В центре есть небольшой грот, куда можно заплыть на лодке.

На Печке произрастают реликтовые растения и эндемики; 4 вида растений занесены в Красную книгу.

В 1975 году боец был объявлен ландшафтным памятником природы

Боец «Великан»

(Высокий, Высокий Камень»

Правый берег, 219 км

Великан – самая высокая и длинная скала на Чусовой. Огромной вогнутой стеной высотой 125 м Великан протянулся вдоль поворота реки на 1,5 – 2 км. Под Великаном самый глубокий на Чусовой омут – 4 м. В начале скалы – небольшая пещера с ручейком.

На Великане произрастают колонии степных растений – реликты доледниковой эпохи, а также эндемики; 4 вида растений занесены в Красную книгу.

В 1975 году Великан был объявлен геолого-ботаническим памятником природы.

Боец «Денежный»

Правый берег, 221 км

Через два километра после Великана на правом берегу возвышаются три 20-метровых утеса бойца Денежного. По преданию, на этом бойце разбилась барка, перевозившая бочки с монетами с Екатеринбургского монетного двора.

В гроте бойца находится археологический памятник эпохи каменного века.

На денежном произрастают реликты лесостепи, пять видов растений занесены в Красную книгу.

В 1991 году Денежный объявлен геологическим памятником природы, в 2001 году ему присвоен статус ландшафтного памятника.

Боец «Воробьи»

(Воробей)

Левый берег, 221 км

Почти напротив Денежного на левом берегу находится другой боец. внешне он не производит особенного впечатления: это две небольшие. компактные скалы высотой 10 и 5 метров. И название у бойца «несерьезное» - воробей или Воробьи

Боец «Стеновой»

Правый берег, 224 км

Неровной монолитной стеной, поверху рассеченной «висячими» логами, боец протянулся вдоль берега на 500 метров. Нижняя его часть уходит отвесно в воду. Высота стены – около 30 м. В породах встречаются окаменелости.

На бойце Стеновом произрастают растения-эндемики и реликты: шесть видов растений занесены в Красную книгу Среднего Урала.

В 1975 году Стеновой объявлен ландшафтным памятником природы.

Боец «Мултык»

левый берег, 225 км

Боец стоит на левом берегу в 3 км. ниже поселка Кын. Эта гряда бесформенных скал длиною около полукилометра. Главная скала – огромная каменная груда высотой около 80 м.

В Мултыке имеется небольшая пещера, из которой вытекает ручей. Мултык считался опасным бойцом, а потому во время сплава «железных караванов» его обносили бревенчатыми заплавнями. название свое скала получила от слова «мултычить» - то есть сильно грести, отгребать.

В 1737 году на вершине Мултыка рудознатец И.Новоселов открыл месторождение горнового камня. В 1841 году Мултыком любовался знаменитый геолог Родерик Мурчисон. У художника 19 века П.П. Верещагина есть картина «Камень Мултык». В капитальном труде «Росиия. Полное географическое описание нашего отечества» Мултык назван «Мултан»

Самым популярным видом активного отдыха в Прикамье по-прежнему остается сплав. Одним из наиболее интересных маршрутов стала река Чусовая. Выбрать путешествие можно на любой вкус – от короткого трехдневного приключения до полноценного двухнедельного тура.

Сегодня туристы чаще выбирают менее протяженные маршруты. Один из таких – сплав от камня Журавлик до Кына.

Протяженность маршрута Журавлик – Кын составляет 34 км. Это два дня пути и одна ночь отдыха. На этом небольшом участке сплавщиков ждут самые живописные камни-бойцы Чусовой и насыщенные памятью об исторических событиях места.

До места старта – камня Журавлик можно добраться двумя способами: железнодорожным – до станции Кын от станции Чусовская или Кузино, а затем 22 километра до берега Чусовой на арендованном на станции транспорте. Или автомобильным – по дороге Лысьва – Кын – Рассоленки. На берегу напротив камня Журавлик есть место для того, чтобы собрать катамараны, развести костер и поставить палатку. Мобильной связи возле камня Журавлик нет.

Туристические маршруты

«Обзорная экскурсия по Кыновскому Горнозаводскому комплексу»

1. экскурсия в Кыновском краеведческом музее

2.ансамбль бывшего Кыновского завода Строгановых:

- заводская плотина

- здание кузницы

- караульная изба

- хлебный корпус (провиантский)

- заводская чертежная

- заводская пожарная

3.памятник «Сплавщику»

4.памятник «Начало Пермского края»

МБУК «Кыновской народный дом», Лысьвенский район, село Кын, ул. Мира, 41а

8 (34249) 5 27 80

«Кын и его окрестности: уникальное историческое прошлое и креативное настоящее»

Программа тура

1-й день 

Отъезд из города Лысьвы

прибытие в пос. Кын. размещение на базе или заброска на камень Журавлик (для тех, кто идет на сплав). 

Обед.

Сплав или прогулка по пос. Кын.

Ужин.

2й день

Завтрак.

Сплав по реке Чусовой или лодочная экскурсия до знаменитых скал Печка, Великан, Денежный, Воробушек.

При хороших погодных условиях - подъем на камень Великан (115-125 м.), откуда открывается красивый вид на реку. Великан  в прошлом самый страшный и опасный боец на Чусовой.

Обед.

Сплав по реке Чусовой или прогулка по Кыну. При желании подъем на Плакун-гору и прогулка до скал Гребешки.

Экскурсия по Кыну с осмотром старинной пристани, церкви, развалин завода, плотины.

Посещение исторического музея. Знакомство с новой экспозицией.

Ужин.

Баня (при желании за дополнительную плату).

3й день

Завтрак.

Сплав по реке Чусовой или отдых на базе.

Обед.

Отъезд в город Лысьву

МБУК «Кыновской народный дом», Лысьвенский район, село Кын, ул. Мира, 41а

8 (34249) 5 27 80

«Урочище Журавлик – село Кын»

Программа тура

1-й день 

Прибытие в село Кын самостоятельно

Сплав на катамаранах до кемпинга «Ермак» (10 км)

Баня, ужин, дискотека

2й день

Завтрак.

Поход по тропе «Здоровье», обзорная экскурсия на камень «Ростун» (продолжительность 3 часа) Экскурсии на прилегающие скалы, пещеры. Фотосессии.

Спуск с камня «Ростун» на туристический бивак «Фролы»

Катание на «тарзанке» (за отдельную плату)

Обед

Конные прогулки (за отдельную плату), рыбалка, сбор ягод, грибов, пляжный волейбол, знакомство с экспонатами музея

Полевая баня

Посиделки у костра, дискотека

3й день

завтрак

Сплав по реке Чусовой от Журавлика до камня «Печка»

Обед

Продолжение сплава до села Кын

Прогулка по Кын-заводу

Отъезд

Семейный и корпоративный отдых на природе

ИП Смирнов Сергей Петрович Кемпинг «Ермак» на Чусовой в устье Серебряная» , Лысьвенский район, село Кын

8 9027998809

Объекты размещения

Администрация Кыновского сельского поселения

гостиница

Пермский край, Лысьвенский район, село Кын, ул. Революции, 1, телефон: 8(34249)5 28 17

ОАО "Кыновской леспромхоз"

гостевой дом

Пермский край, Лысьвенский район,

село Кын, ул. Кооперативная, 5а

телефон: 8(34249) 5 22 50

ИП Смирнов С.П.

Кемпинг-стоянка «Серебряная»

Пермский край, Лысьвенский район, село Кын

телефон:79027998809                                             

E-mail:kemping-serebryanaya@yandex.ru

ОАО «Кыновской леспромхоз»

База отдыха «Камень Печка» Река Чусовая

618925, Пермский край, Лысьвенский район, поселок Кын, ул. Заречная, 113

Телефон: 8-908-27-39-798

Телефон/факс: (34249) 5-22-54 / 5-22-50

Электронная почта: kynlph@rtural.ru



Объекты торговли

магазин

ул. Мира, 46

смешанные товары

магазин

ул. Мира, 40а

продовольственные товары

магазин

ул. Революции, 35

смешанные товары

павильон

ул. Трактовая, 7

продовольственные товары

павильон

ул. Трактовая, 15

продовольственные товары

Медицинский пункт: фельдшерско-акушерский пункт в селе Кын находится рядом со зданием аптеки по адресу ул. Мира, 38.

Аптечный пункт: ул. Мира, 40